Universal Navigation

headerTitle

Search AIA

НУЖНЫ ЛИ МИГРАНТАМ СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА?
(НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА МИГРАНТСКИХ СООБЩЕСТВ «ВКОНТАКТЕ»)

БЫЧКОВА М.Н. 

старший преподаватель кафедры социальных коммуникаций

Национального исследовательского Томского государственного университета

Современный человек, организация, проект или территория не являются узнаваемыми, «видимыми», если не осуществляют системную деятельность по выстраиванию своих коммуникаций в  пространстве Интернета вообще, в социальных сетях, в частности.  В Рунете, прежде всего, речь идет о такой площадке как социальная сеть «ВКонтакте», уже много лет являющейся самой популярной. В статье исследуются технологии формирования этноидентичности ряда мигрантских сообществ (киргизской, узбекской и китайской) в группах этой сети. В качестве инструментария исследования были выбраны опросы, счетчики посещений, оценок («лайки» и т.п.) самого ресурса, а также данные таких сервисов как GooglePR, AlexaRanking, IQBuzz и др. Были проанализированы кейсы (темы новостей, поводы репостов и комментариев, наличие\отсутствие мигрантообъединяющего контента, связь с оффлайн-сообществами и т.д.) пяти самых многочисленных виртуальных площадок в «ВКонтакте» каждой из трех вышеупомянутых диаспор. В заключении приведены отличительные особенности презентации мигрантскихэтносообществ в коммуникативном пространстве данного социального медиа. Что касается киргизских и узбекских, то здесь больше схожих черт (преобладание контента, посвященного рассказам  о культуре и истории своей страны, информация по поводу решения практических вопросов, связанных с регистрацией, поиском жилья и работы, адаптации к правилам чужого государства и т.п.). В русскоязычном секторе «ВКонтакте» площадок мигрантов из Китая нет.

Ключевые слова: мигранты, уникальный контент, онлайн-сообщества, виртуальная этническая идентичность, этносообщества.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 15-03-00300а, 2015(«Виртуальная этнонациональная идентичность мигранта в зеркале российских социальных сетей»).

 

Введение

Наше время можно переквалифицировать из «состояния постмодерна», «информационной эры» и «эпохи общества-Сети» в «период тотального исхода»: финансово-экономический кризис 2008-2010 годов привел к серьезному передвижению по свету молодых европейцев, не имеющих возможности трудоустройства в своих собственных странах; потоки беженцев из Африки, Азии заполнили Европу; для большей части молодого населения прибалтийских стран, бывших ранее республиками Советского Союза, характерно стремление покинуть свою Родину, отправляясь в поисках лучшей доли в Европуи США.

Происходят серьезные изменения и в «мигрантской» карте Российской Федерации: десятки тысяч семей прибывают с Украины, регионов Северного Кавказа и Средней Азии, уходя с территорий, где складывается нестабильная политическая обстановка, возникают различного рода конфликты, присутствуеттяжелая экономическая ситуация; традиционно интересной Россия выглядит в представлении граждан Китая. По официальным данным Федеральной миграционной службы России только за 9 месяцев 2015 года  зарегистрировано иностранных граждан с целями прибытия «работа по найму», «учеба» и «частная» более 8 миллионов человек: иными словами, в течение года российское население «вырастает» за счет мигрантов на два Санкт-Петербурга или почти на шесть Новосибирсков.

Как проявляют себя в пространстве электронных коммуникаций прибывшие в Россию миллионы мигрантов? Какие технологии воспроизведения национальной идентичности они используют? Это проблемное поле привлекает внимание философов, социологов, культурологов, лингвистов, психологов, специалистов сферы социальных коммуникаций, которые изучают различные его аспекты. Настоящая публикация посвящена исследованию особенностей предписания и конструирования виртуальной этнонациональной идентичности в сообществах киргизской, узбекской и китайской диаспор в самой популярной социальной сети Рунета «ВКонтакте». Сегодня, когда «реальная виртуальность … значительно шире и содержательнее физической, так как для удаленных интеракций не существует временных и пространственных границ» [9, C. 159], выявление специфики презентации в социальных медиа все возрастающего потока мигрантов представляется весьма актуальной. Основой эмпирического материала являются исследования, проведенные студентами кафедры социальных коммуникаций национального исследовательского Томского государственного университета.

Границы исследования

В качестве основания для определения границ исследования были выбраны самые многочисленные этносообщества мигрантов из Киргизии, Узбекистана и Китая. Для этого в поисковые системы вводились группы слов:

Ø  киргиз (кыргыз, киргизы, кыргызы, Киргизия, Кыргыстан, мигранты Киргизии и т.п.);

Ø  узбек (узбеки, мигранты из Узбекистана, узбеки и узбечки, узбекские мигранты и т.п.);

Ø  китаец (китайцы, мигранты из Китая, Китайская народная республика, КНР и т.п.).

Результат поиска киргизских этносообществ в «ВКонтакте» – 412 групп, имеющих мигрантообъединящий характер. Наиболее популярными являются: «Боорсок.ру» (2825 человек), «Кызыктуу Кыргызстан» (1426 человек), «Питерские Кыргызы!!!» (880 человек), «Кыргызы в Екатеринбурге» (360 человек), «Кыргызы в Новосибирске» (188 человек).

 

Количество узбекских этносообществ в социальной сети  «ВКонтакте» оказалось самым серьезным – 777. В число лидеров по численности участников вошли такие группы как «Узбеки и узбечки» (25140 человек), «Узбеки всем сюда» (604 человека), «Студенты Республики Узбекистан в РФ» (588 человек),  «Узбеки и узбекская культура в Санкт-Петербурге» (339 человек) и  «Узбеки в Казани» (261 человек).

Сообществ, имеющих в названии запрашиваемые слова китаец и подобные, в сети «ВКонтакте» обнаружено более 36 тысяч. Например: «ЭКД | Китай каждый день» (96767 человек), «Газета «Жэньминьжибао» он-лайн» (56724 человека), «Деловой Китай» (13763), «#НАЙТИВКИТАЕ - медиа ресурс про Китай» (9662 человека), «中国 КИТАЙ CHINA» (7513 человек).

Был проанализирован контент (статьи, фотографии, комментариии т.п.) выше названных Интернет-площадок. Соглашаясь с российским исследователем А.В.Лукиной [6] в трактовке национальной идентичности, как формы нарратива и перфоманса, где существенную роль играют дискурсивные практики, оценка содержания последних в виртуальных этносообществах была осуществлена по мигрантообъединяющему основанию. Сюда вошли такие темы сообщений как помощь мигрантам в легализации, трудоустройстве, поиске места проживания, оказание поддержки соотечественникам в любых жизненных ситуациях; а также обмен новостями с Родины, образцами национальной музыки, любимыми кинофильмами, кулинарными рецептами и т.п.

 

Рисунок 4 - «Питерские Кыргызы!!!»

Поскольку у каждой из  трех диаспор в России (киргизской, узбекской и китайской) получилось свое «лицо» в «ВКонтакте», рассмотрим их отдельно.

Киргиз есть кыргыз?

Киргизские этносообщества в «ВКонтакте» являются самыми популярными среди мигрантов из Кыргызстана. Практически во всех группах происходит активная трансляция национальной культуры, поддержание культурных связей диаспоры с исторической Родиной. Здесь активно обсуждаются новости, регулярно выкладываются посты об истории, традициях Киргизии; серьезный объем в контенте занимают религиозные тексты и комментарии к ним. Среди посетителей пользуются популярностью мини-чаты, весьма востребованы лайки (до 30 на одну публикацию).

Тема трудоустройства, рекрутинга, помощи мигрантам в оформления документов, обмен информацией в части разрешения типичных проблемных ситуаций, возникающих у людей в чужой стране, - встречаются крайне редко. Практически отсутствуют в содержании публикаций сведения об offline-этносообществах киргизских мигрантов.

 

Самые «вконтактные»

По результатам проведенного анализа выкладываемых сообщений, постов, комментариев было выявлено, что жители Узбекистана в социальной сети «ВКонтакте» чаще всего обмениваются информацией, касающейся трудоустройства, решения различных деловых проблем мигрантов или – всего, что можно связать с культурой своей Родины.

В сообществах «деловой» направленности заполнением контента, как правило, занимаются сами пользователи, чаще всего люди в такие группы объединяются по территории проживания offline («Узбеки в Москве», «Узбеки Екатеринбурга» и т.п.).

В узбекских этносообществах «культурной» направленности на первое место выходят сообщения, связанные с цитированием и комментариями к Корану. Здесь участники любят выкладывать в сеть и делиться национальной музыкой, видеозаписями выступлений узбекских исполнителей, фотографиями праздников, национальной одежды, традиционных застолий.

 

Рисунок 8 - «Узбеки в Казани»

В большинстве групп узбекских мигрантов в «ВКонтакте» актуальны новостные полосы: сами пользователи регулярно публикуют  новости о событиях, происходящих на Родине (за исследуемый период несомненным лидером оказалось такое событие, как выборы 29 марта 2015 года Президента Узбекистана).

Еще одна «сквозная тема» большинства сообществ – выражение этнической солидарности, эмоциональной поддержки землякам (однако, не очень объемный контент, к тому же, в подавляющем большинстве, проявленный исключительно в комментариях пользователей). Только в группе «Студенты Республики Узбекистан в РФ» присутствуют публикации, посвященные связи с узбекскими offline-сообществами.

 

Рисунок 9 - «Студенты Республики Узбекистан в РФ»

«Китайские» этносообщества

Как известно, запрет на распространение в Китае таких мировых социальных сетей как «Фейсбук», «Твиттер», «Инстаграм»и других послужил отличной почвой для создания китайских социальных медиа («Qzone», «SinaWeibo», «Pengyou», «RenRenNetwork» и др.), насчитывающих десятки – сотни миллионов пользователей. Возможно, поэтому в русскоязычном секторе «ВКонтакте» не удалось обнаружить групп китайских мигрантов. Большинство сообществ, содержащих в названии слово «Китай» (либо его производные), имеют ярко выраженный коммерческий или туристический характер, их цель – привлечь внимание к товарам из Китая, к турам в Китай, а также способствовать поиску партнеров, имеющих там деловые интересы.

Следующая группа представлена сообществами, которые организованы, как правило, любителями истории, философии, культуры Поднебесной. Поклонники идей Конфуция и таланта Брюса Ли, китайской музыки, живописи, архитектуры и природы смогут найти немало интересного на этих площадках.

Стоит отметить, что власти Китая оценили популярность социальной сети «ВКонтакте»: здесь имеют свои русскоязычные аккаунты официальные средства массовой информации КНР.

В рамках настоящего исследования удалось провести опрос среди китайских мигрантов (студентов, трудовых мигрантов), состоящих в различных русскоязычных сообществах «ВКонтакте». К этому их побудила возможность попрактиковаться в русском языке, завести знакомства среди россиян. Что касается преодоления сложности привыкания к условиям быта и жизни в чужой стране, непонимания отдельных аспектов устройства российской действительности, поиска выходов из непростых жизненных ситуаций, - опрошенные предпочитают этот круг вопросов обсуждать в закрытых этносообществах китайских социальных сетей.

Примета современности

Миграция – одна из примет современности. По оценкам специалистов, ежегодно более 200 миллионов человек в мире по тем или иным причинам покидают свою родную землю. Есть основания полагать, что реальный размах перемещения людей вряд ли адекватно отражается в официальных статистических сводках. Любопытным представляется комментарий сотрудников Института демографии НИУ «ВШЭ», анализирующих результаты переписи населения России за последние 15 лет : «… как пример можно привести Москву: по данным переписи, доля русских здесь выросла – 91,7% (для указавших национальность), но простой взгляд на московскую улицу говорит об обратном».

Вхождение в 2015 году Киргизии в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), поддержка на высшем государственном уровне развития деловых связей Китая и России, ряд других социально-политических факторов позволяют с уверенностью прогнозировать рост на территории Российской Федерации числа миграционных потоков из Средней Азии и Китая. Следовательно, продолжится увеличение дискурсивных практик в этнособществах мигрантов в Рунете, содержащих технологии предписания и воспроизводства этнонациональной идентичности мигрантов.

Проведенные исследования полностью подтвердили оценки томского социолога А.П.Глухова [4] о том, что в этносообществах народов Средней Азии в социальной сети «ВКонтакте» «….применяется весьма сходная визуально-дискурсивная риторика и символика предписания и воспроизводства национальной идентичности через апелляцию к общепринятым ценностям, эмоциональным образам, ностальгическим воспоминаниям, привычным конвенциям обыденного сознания и эмблематике национального».

Мигранты из Китайской народной республики также трепетно относятся к вопросам сохранения национальной идентичности, укрепления связей с жизнью, культурой своей Родины. Включение в группы в социальной сети «ВКонтакте» ими рассматривается исключительно как практика русского языка, потенциальная возможность расширить полезные связи среди местного населения. Для общения по важнейшим для мигрантов проблемам (трудоустройство, понимание и применение законодательных актов, регулирующих жизнь мигрантов в России, включенность в российскую жизнь, адаптация к местному климату, еде, обычаям и т.д.) они предпочитают использовать китайские социальные медиа.

 

Литература

 

1.      Беспятова Е.Е., Бычкова М.Н. Узбекские этносообщества в Рунете (на примере социальных сетей «ВКонтакте» и «Одноклассники») — Материалы ежегодной конференции для студентов, магистрантов и молодых ученых «Connect-Universum-Junior-2015». Электронный ресурс:  http://connect-universum.tsu.ru/blog/connectuniversum2014_ru/846.html дата обращения (16.11.2015).

2.      Ворошилова Е.А., Бычкова М.Н. КыргызыВКонтакте? (о киргизских мигрантских сообществах в Рунете) — Материалы ежегодной конференции для студентов, магистрантов и молодых ученых «Connect-Universum-Junior-2015». Электронный ресурс:  http://connect-universum.tsu.ru/blog/connectuniversum2014_ru/847.html дата обращения (16.11.2015).

3.      Главными иммигрантами в России стали киргизы. Электронный ресурс: http://www.rbc.ru/society/26/11/2012/833618.shtml дата обращения (16.11.2015).

4.      Глухов А.П. Ассалам a-like-ум: конструирование национальной идентичности посредством социальной сети (кейс-стадиэтносетей мигрантов из Средней Азии в России). — В сборнике: Connect-Universum - 2014 сборник материалов V Международной научно-практической интернет-конференции. Научный редактор Г. А. Окушова ; Томский государственный университет. Томск, 2015. — С. 82-86.

5.      Киргизия официально вошла в Евразийский союз. Электронный ресурс:  http://www.gazeta.ru/business/news/2015/08/12/n_7454779.shtml дата обращения (216.11.2015).

6.      Лукина А. В. Технологии производства и утверждения национальной идентичности. – Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / Отв. ред. В.С. Магун. – М.: Издательство Института социологии РАН, 2006.– 327 с.

7.      Назло «Фейсбуку»: 5 самых популярных социальных сетей Китая. Электронный ресурс:  http://vchae.com/nazlo-feysbuku-5-samyih-populyarnyih-sotsialnyih-setey-kitaya/ дата обращения (16.11.2015).

8.      Новак С.К., Бычкова М.Н. Китайские мигранты «ВКонтакте»: сохранение идентичности или…? — Материалы ежегодной конференции для студентов, магистрантов и молодых ученых «Connect-Universum-Junior-2015».Электронный ресурс:  http://connect-universum.tsu.ru/blog/connectuniversum2014_ru/849.html#cut дата обращения (16.11.2015).

9.      Окушова Г.А. Реальная виртуальность университета в контексте его электронных коммуникаций. — Исторические, философские, политические и юридические науки, куль-турология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 12-3 (50). — С. 158-160.

10.  Официальные статистические данные. Федеральная миграционная служба Российской Федерации. Электронный ресурс: http://www.fms.gov.ru/about/statistics/data/details/54893/дата обращения (16.11.2015).

11.  Цзиньпин во главе высшего руководства встретился с китайскими и зарубежными журналистами // ИА Синьхуа. — 2012, 15 ноября // http://kz.china-embassy.org (дата обращения: 16.11.2015).