Universal Navigation

headerTitle

Search AIA

МИГРАНТОФОБИЯ И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
(КЕЙСЫ ВИРТУАЛЬНЫХ ВТОРЖЕНИЙ В ЭТНИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ)

С.С.Носова
старший преподаватель кафедры социальных коммуникаций
Национального исследовательского Томского государственного университета

Начало XXI века характеризуется наличием больших потоков миграции, прежде всего, из стран Ближнего Востока и Центральной Азии в страны Европы (в том числе, Россию). Подобная миграция имеет как политические (военные конфликты и дискриминация на родине), так и экономические корни. При этом многие мигранты из стран Центральной Азии, прибывающие в Россию сегодня, имеют сходные, часто еще советские воспоминания, социокультурные корни и менталитет. Можно сказать, что большинство мигрантов, прибывающих в Россию, воспитывались в близком россиянам социокультурном пространстве. Тем не менее, проблема интеграции трудовых и образовательных мигрантов в российское общество - одна из самых актуальных проблем, связанных с их адаптацией в чужой стране.

Подробнее

КАК ПРЕЗЕНТОВАТЬ СЕБЯ В СЕТИ: ПОДДЕРЖАНИЕ СТАТУСА ЧЕРЕЗ АКЦЕНТУАЦИЮ ЭТНИЧЕСКОГО

Ю.М. Стаховская
старший преподаватель кафедры социальных коммуникаций
Томского государственного университета
 

Социальные сети и социальные медиа пронизали, практически, все сферы профессиональной и личной жизни современного человека, а их технически-коммуникационный потенциал уникален с точки зрения возможностей презентации и самопрезентации. Социальные медиа вообще и этнонанциональные онлайн-сообщества в частности используются мигрантами в разных целях – от поддержания контактов с семьей и обеспечения психологической поддержки виртуальной национальной диаспорой до участия в глобальном дискурсе, затрагивающем национальные интересы. Начав использовать технологии Веб 2.0., мигранты получили, используя терминологию И. Гофмана , новую «сцену» для коллективной и индивидуальной самопрезентации и трансляции этнонациональных ценностей: все, с чем пользователи сталкиваются, заходя в социальные сети, начиная от заполнения профиля, и заканчивая выполняемыми в сети действиями (лайками, постами, репостами, комментариями) является средством самопрезентации.

Подробнее

ВИРТУАЛЬНОЕ ЭТНОСООБЩЕСТВО КАК ЦЕНТР ИДЕНТИЧНОСТИ

Национальный исследовательский Томский государственный университет
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 15-03-00300а, 2015(«Виртуальная этнонациональная идентичность мигранта в зеркале российских социальных сетей»)

Ю.М.Стаховская
Современный этап развития Интернет, основу которого составило «вооружение» пользователей доступными инструментами для самостоятельной организации коммуникации, не имеющей ограничений в охвате и способах самовыражения, охарактеризовался актуализацией вопросов идентичности, производство и воспроизводство которой теперь переходят от специализированных институтов к сообществам носителей идентичности. Получив возможность создавать графический и мультимедийный контент, обмениваться интересующим контентом, возможность влиять на мнение и поведение других людей, пользователи, делясь опытом присутствия в той или иной культуре, начинают выступать в роли «агентов» инкультурации и аккультурации. В статье анализируется феномен виртуального этносообщества как центра идентичности, который, будучи естественным объединением людей, имеющих схожие интересы и потребности, становится площадкой для разворачивания виртуального этнодискурса, местом воспроизводства и поддержания этнической идентичности.
Ключевые слова: сетевые коммуникации, виртуальное сообщество, виртуальное этносообщество, этническая идентичность; инкультурация.

Подробнее

«ЭТНОПОСЛАНИЯ» В СЕТЕВЫХ СООБЩЕСТВАХ КЫРГЫЗОВ-МИГРАНТОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Национальный исследовательский Томский государственный университет
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 15-03-00300а, 2015(«Виртуальная этнонациональная идентичность мигранта в зеркале российских социальных сетей»)

И.В.Гужова
В статье актуализируется проблема воспроизводства этнической идентичности в ситуации миграции. Исследуется роль социальных сетей, в частности, сетевых этносообществ в процессе предписания того или иного проекта этнической идентичности. На примере сообществ кыргызов-мигрантов в российской социальной сети «Вконтакте» описываются варианты виртуальных «этнопосланий», а также изучается роль модераторов сообществ в проектировании «образа» этнического кыргыза.
Ключевые слова: этническая идентичность мигранта; воспроизводство идентичности; социальные сети; сетевые этносообщества; виртуальные «этнопослания».

 

 

Подробнее

НУЖНЫ ЛИ МИГРАНТАМ СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА?
(НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА МИГРАНТСКИХ СООБЩЕСТВ «ВКОНТАКТЕ»)

Национальный исследовательский Томский государственный университет
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 15-03-00300а, 2015(«Виртуальная этнонациональная идентичность мигранта в зеркале российских социальных сетей»)

М.Н.Бычкова
Современный человек, организация, проект или территория не являются узнаваемыми, «видимыми», если не осуществляют системную деятельность по выстраиванию своих коммуникаций в пространстве Интернета вообще, в социальных сетях, в частности. В Рунете, прежде всего, речь идет о такой площадке как социальная сеть «ВКонтакте», уже много лет являющейся самой популярной. В статье исследуются технологии формирования этноидентичности ряда мигрантских сообществ (киргизской, узбекской и китайской) в группах этой сети. В качестве инструментария исследования были выбраны опросы, счетчики посещений, оценок («лайки» и т.п.) самого ресурса, а также данные таких сервисов как GooglePR, AlexaRanking, IQBuzz и др. Были проанализированы кейсы (темы новостей, поводы репостов и комментариев, наличие\отсутствие мигрантообъединяющего контента, связь с оффлайн-сообществами и т.д.) пяти самых многочисленных виртуальных площадок в «ВКонтакте» каждой из трех вышеупомянутых диаспор. В заключении приведены отличительные особенности презентации мигрантскихэтносообществ в коммуникативном пространстве данного социального медиа. Что касается киргизских и узбекских, то здесь больше схожих черт (преобладание контента, посвященного рассказам о культуре и истории своей страны, информация по поводу решения практических вопросов, связанных с регистрацией, поиском жилья и работы, адаптации к правилам чужого государства и т.п.). В русскоязычном секторе «ВКонтакте» площадок мигрантов из Китая нет.
Ключевые слова: мигранты, уникальный контент, онлайн-сообщества, виртуальная этническая идентичность, этносообщества.

Подробнее

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ – СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР ONLINE-ЭТНОСООБЩЕСТВА

Томский государственный педагогический университет
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 15-03-00300а, 2015(«Виртуальная этнонациональная идентичность мигранта в зеркале российских социальных сетей»)

Л.В.Ахметова
В стремлении к трансляции определенных характеристик, свойств индивида, тех или иных объединенных групп индивидов или сообществ, отличающих их от других, возникла потребность в символическом обозначении. В различные исторические периоды манифестация этносоциальных аспектов означаемого выражалась в определённых символических формах. Автор статьи анализирует роль государственного флага в настоящее время для online-этносообществ – иностранных студентов из государств Центральной Азии, обучающихся в русскоязычной среде; выявляет и описывает способы воспроизводства этнонациональной идентичности online-этносообществ, аппелирующих к государственному флагу своей страны. В заключении автор приходит к выводу о том, что государственный флаг становится для мигранта – online-пользователя фундаментальным национальним символом, с которым он – мигрант, в частности, либо этносообщество в целом, себя идентифицируют.
Ключевые слова: государственный флаг, online-этносообщество, национальный символ, национальная идентичность.

Подробнее

ЭТНОКМЬЮНИТИ В СЕТИ КАК ВИРТУАЛЬНАЯ РОДИНА: ВОСПРОИЗВОДСТВО ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РОССИЙСКИХ МИГРАНТОВ ИЗ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Томский государственный педагогический университет

Национальный исследовательский Томский государственный университет*

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 15-03-00300а, 2015(«Виртуальная этнонациональная идентичность мигранта в зеркале российских социальных сетей»)


В ситуации переноса основных коммуникационных потоков и этноформирующего дискурса из традиционных медиа в среду виртуальных сетевых сообществ, характерной для российских мигрантов, изучение виртуализации этнического дискурса актуально в перспективе дальнейшей дигитализации всех типов коммуникаций. В статье анализируется роль виртуальных этнокомьюнити центрально-азиатских мигрантов в переопределении этнической идентичности и психологической виртуальной терапии мигрантов в ситуации психологической и социальной депривации в принимающем сообществе. Виртуальные этнические комьюнити в сетях тематизируются как ключевые площадки этнонационального дискурса и воспроизводства этнонациональной идентичности, а также важные факторы частичной ассимиляции и адаптации мигрантов к условиям российского принимающего сообщества. Выявляется влияние изменения форматов межличностного общения и самопрезентации на виртуальный этнодискурс. Авторы рассматривают функции виртуальных этнических комьюнити мигрантов как микроинститутов воспроизводства этнической идентичности. В работе выявляются и описываются такие типы основного  контентного дискурса, практикуемые в виртуальных этнокомьюнити мигрантов как религиозно-мусульманский, националистический и традиционалистски-советский дискурсы. В заключение статьи делаются выводы о выраженных терапевтических и компенсаторных функциях виртуальных этнокомьюнити мигрантов за счет «виртуализации» родины и достраивания идентичности в онлайн-пространстве.

Ключевые слова: виртуальная этническая идентичность; компенсаторная функция; социальные сети и социальные платформы; воспроизводство идентичности; этнические комьюнити; этноформирующий дискурс.

Подробнее

Прикладные аспекты психологии

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В ИНТЕР-ГРУППАХ
Нацагдорж Эрдэнэбаатар (монголия), Юркова Е.С., Юдина Д.С. (Россиия)
Научный руководитель: Ахметова Л.В., к.пс.н. доцент кафедры психологии развития личности
Томский государственный педагогический университет

В целях реализации стратегии глобализации российского образования, развития и интеграции международного сотрудничества на базе лаборатории когнитивно-адаптивных технологий психологии образования факультета психологии, связей с общественностью, рекламы осуществляется работа в студенческих интер-группах. Опыт совместной работы российских и монгольских студентов позволяет формировать в условиях нарастающего миграционного потока новые элементы культуры, социального взаимодействия.
Учебная работа в интер-группах строится на принципах психолого-дидактического подхода. Формально-операциональное и иррациональное тесно переплетаются и интегрируются в единое целое. Информационное поле взаимопонимания при таком подходе значительно расширяется. Интер-группа сознательное, добровольное объединение людей разных национальностей, основанное на участии в деятельности, связанной системой международных отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. В такой группе существует внутренняя организация, общая (групповая) цель деятельности, групповые формы контроля, образцы (модели) групповой деятельности, полезные групповые взаимодействия.

Подробнее

Страниц 1 Все 2 страниц   1    2    Следующие