Universal Navigation

headerTitle

Search AIA

ВИРТУАЛЬНАЯ ЭТНОНАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
МИГРАНТА В ЗЕРКАЛЕ РОССИЙСКИХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

(Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект
15-03-00300а, 2016 год)

ВИЗУАЛЬНАЯ СИМВОЛИКА ПРЕДПИСАНИЯ ЭТНОИДЕНТИЧНОСТИ
РОССИЙСКИХ МИГРАНТОВ ИЗ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
В ФОТО- И ВИДЕОХОСТИНГАХ

А. П. Глухов, Г.А. Окушова
доценты кафедры социальных коммуникаций
Томского государственного университета

Аналитике использования виртуальных социальных сетей мигрантами в западной социальной науке посвящен довольно значительный корпус исследований с набором установок в диапазоне от либерализма и функционализма до неомарксистского анализа сетевого неравенства доступа и изживания травмы в дискурсе онлайн-сообществ.
Многие зарубежные исследователи рассматривают мигрантов как «пионеров» использования (в силу прагматической нужды) новых коммуникационных технологий в области социальных медиа. Так, К. Карим пишет о том, что из-за особых проблем, с которыми мигранты сталкиваются в достижении контакта со своей аудиторией, они часто находятся на переднем крае принятия и использования новых коммуникационных технологий.

Подробнее

ВОЗДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВ-ПРОЕКТОВ ВИРТУАЛЬНОЙ
ЭТНОИДЕНТИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ НА УСТАНОВКИ, ЦЕННОСТНЫЕ
ОРИЕНТАЦИИ И СТЕРЕОТИПЫ МИГРАНТОВ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СЕТИ (КЕЙС НА
ОСНОВЕ МАТЕРИАЛОВ ОНЛАЙН-ИНТЕРВЬЮ С МИГРАНТОМ ИЗ ТАДЖИКИСТАНА

И.В. Гужова
Национальный исследовательский Томский государственный университет

Аннотация: материал представляет собой описание глубинного интервью с мигрантом из Таджикистана, проводимого в формате онлайн-интервью. Кейс демонстрирует возможности онлайн-интервью как метода исследования посредством Интернет, в нашем случае, выявления маркеров виртуальной этноидентичности в социальных сетях и способов ее конструирования.
Ключевые слова: онлайн-интервью, виртуальная этноидентичность, социальные сети, мигранты.
Целью серии онлайн-интервью, проводимых в июле 2016 года группой исследователей Томского государственного университета, стало выявление эффектов воздействия и характера резонирования образов-проектов виртуальной этноидентичности, предписываемой этносообществами в социальных сетях, с установками, ценностными ориентациями и автоэтническими стереотипами пользователей Сети. Респонденты – мигранты из Средней Азии, проживаемые в Российской федерации, активные пользователи социальных сетей общения, в частности «Вконтакте», не скрывающие своей этнической принадлежности в своем сетевом профиле.

Подробнее

ОБРАЗ «ВООБРАЖАЕМОГО СООБЩЕСТВА»
В СОЗНАНИИ МИГРАНТОВ ИЗ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

М. Н. Бычкова
старший преподаватель кафедры социальных коммуникаций
Томского государственного университета

Образ мигранта в современном цифровом обществе претерпевает существенные изменения под воздействием процессов глобализации, цифровизации коммуникаций, геополитических изменений и катаклизмов, приводящих к новым мощным «волнам» миграции, особенно с Ближнего Востока. Современный «connected migrant» все чаще демонстрирует двойственный характер своего проявления как офф-, так и онлайн. С одной стороны, он пытается как можно основательней погрузиться в новую для себя среду обитания, перенять существующие в чужой стране правила и ритуалы, освоить наиболее распространенные на данной территории подходы к выстраиванию образовательных и карьерных траекторий и т.д. С другой – сохраняет в актуальном состоянии родственные и дружеские связи, сформированные на родине, формирует индивидуальную информационно-коммуникативную среду своего обитания на чужбине, включающую постоянные потоки новостей, обсуждений важнейших событий и знаковых изменений, циркулирующие в социальных медиа, возникающие вофф-лайн сообществах соотечественников в другой стране.

Подробнее

МИГРАНТОФОБИЯ И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
(КЕЙСЫ ВИРТУАЛЬНЫХ ВТОРЖЕНИЙ В ЭТНИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ)

С.С.Носова
старший преподаватель кафедры социальных коммуникаций
Национального исследовательского Томского государственного университета

Начало XXI века характеризуется наличием больших потоков миграции, прежде всего, из стран Ближнего Востока и Центральной Азии в страны Европы (в том числе, Россию). Подобная миграция имеет как политические (военные конфликты и дискриминация на родине), так и экономические корни. При этом многие мигранты из стран Центральной Азии, прибывающие в Россию сегодня, имеют сходные, часто еще советские воспоминания, социокультурные корни и менталитет. Можно сказать, что большинство мигрантов, прибывающих в Россию, воспитывались в близком россиянам социокультурном пространстве. Тем не менее, проблема интеграции трудовых и образовательных мигрантов в российское общество - одна из самых актуальных проблем, связанных с их адаптацией в чужой стране.

Подробнее

КАК ПРЕЗЕНТОВАТЬ СЕБЯ В СЕТИ: ПОДДЕРЖАНИЕ СТАТУСА ЧЕРЕЗ АКЦЕНТУАЦИЮ ЭТНИЧЕСКОГО

Ю.М. Стаховская
старший преподаватель кафедры социальных коммуникаций
Томского государственного университета
 

Социальные сети и социальные медиа пронизали, практически, все сферы профессиональной и личной жизни современного человека, а их технически-коммуникационный потенциал уникален с точки зрения возможностей презентации и самопрезентации. Социальные медиа вообще и этнонанциональные онлайн-сообщества в частности используются мигрантами в разных целях – от поддержания контактов с семьей и обеспечения психологической поддержки виртуальной национальной диаспорой до участия в глобальном дискурсе, затрагивающем национальные интересы. Начав использовать технологии Веб 2.0., мигранты получили, используя терминологию И. Гофмана , новую «сцену» для коллективной и индивидуальной самопрезентации и трансляции этнонациональных ценностей: все, с чем пользователи сталкиваются, заходя в социальные сети, начиная от заполнения профиля, и заканчивая выполняемыми в сети действиями (лайками, постами, репостами, комментариями) является средством самопрезентации.

Подробнее

ВИРТУАЛЬНОЕ ЭТНОСООБЩЕСТВО КАК ЦЕНТР ИДЕНТИЧНОСТИ

Национальный исследовательский Томский государственный университет
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 15-03-00300а, 2015(«Виртуальная этнонациональная идентичность мигранта в зеркале российских социальных сетей»)

Ю.М.Стаховская
Современный этап развития Интернет, основу которого составило «вооружение» пользователей доступными инструментами для самостоятельной организации коммуникации, не имеющей ограничений в охвате и способах самовыражения, охарактеризовался актуализацией вопросов идентичности, производство и воспроизводство которой теперь переходят от специализированных институтов к сообществам носителей идентичности. Получив возможность создавать графический и мультимедийный контент, обмениваться интересующим контентом, возможность влиять на мнение и поведение других людей, пользователи, делясь опытом присутствия в той или иной культуре, начинают выступать в роли «агентов» инкультурации и аккультурации. В статье анализируется феномен виртуального этносообщества как центра идентичности, который, будучи естественным объединением людей, имеющих схожие интересы и потребности, становится площадкой для разворачивания виртуального этнодискурса, местом воспроизводства и поддержания этнической идентичности.
Ключевые слова: сетевые коммуникации, виртуальное сообщество, виртуальное этносообщество, этническая идентичность; инкультурация.

Подробнее

«ЭТНОПОСЛАНИЯ» В СЕТЕВЫХ СООБЩЕСТВАХ КЫРГЫЗОВ-МИГРАНТОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Национальный исследовательский Томский государственный университет
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 15-03-00300а, 2015(«Виртуальная этнонациональная идентичность мигранта в зеркале российских социальных сетей»)

И.В.Гужова
В статье актуализируется проблема воспроизводства этнической идентичности в ситуации миграции. Исследуется роль социальных сетей, в частности, сетевых этносообществ в процессе предписания того или иного проекта этнической идентичности. На примере сообществ кыргызов-мигрантов в российской социальной сети «Вконтакте» описываются варианты виртуальных «этнопосланий», а также изучается роль модераторов сообществ в проектировании «образа» этнического кыргыза.
Ключевые слова: этническая идентичность мигранта; воспроизводство идентичности; социальные сети; сетевые этносообщества; виртуальные «этнопослания».

 

 

Подробнее

НУЖНЫ ЛИ МИГРАНТАМ СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА?
(НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА МИГРАНТСКИХ СООБЩЕСТВ «ВКОНТАКТЕ»)

Национальный исследовательский Томский государственный университет
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 15-03-00300а, 2015(«Виртуальная этнонациональная идентичность мигранта в зеркале российских социальных сетей»)

М.Н.Бычкова
Современный человек, организация, проект или территория не являются узнаваемыми, «видимыми», если не осуществляют системную деятельность по выстраиванию своих коммуникаций в пространстве Интернета вообще, в социальных сетях, в частности. В Рунете, прежде всего, речь идет о такой площадке как социальная сеть «ВКонтакте», уже много лет являющейся самой популярной. В статье исследуются технологии формирования этноидентичности ряда мигрантских сообществ (киргизской, узбекской и китайской) в группах этой сети. В качестве инструментария исследования были выбраны опросы, счетчики посещений, оценок («лайки» и т.п.) самого ресурса, а также данные таких сервисов как GooglePR, AlexaRanking, IQBuzz и др. Были проанализированы кейсы (темы новостей, поводы репостов и комментариев, наличие\отсутствие мигрантообъединяющего контента, связь с оффлайн-сообществами и т.д.) пяти самых многочисленных виртуальных площадок в «ВКонтакте» каждой из трех вышеупомянутых диаспор. В заключении приведены отличительные особенности презентации мигрантскихэтносообществ в коммуникативном пространстве данного социального медиа. Что касается киргизских и узбекских, то здесь больше схожих черт (преобладание контента, посвященного рассказам о культуре и истории своей страны, информация по поводу решения практических вопросов, связанных с регистрацией, поиском жилья и работы, адаптации к правилам чужого государства и т.п.). В русскоязычном секторе «ВКонтакте» площадок мигрантов из Китая нет.
Ключевые слова: мигранты, уникальный контент, онлайн-сообщества, виртуальная этническая идентичность, этносообщества.

Подробнее

Страниц 1 Все 2 страниц   1    2    Следующие